19 апреля ‘24, Пятница

Неандертальцы вымерли минимум 37 тыс. лет назад

Как минимум 37 тыс. лет назад неандертальцев уже не осталось на территории современной Европы. Их возможным последним пристанищем считался Пиренейский полуостров, однако эта теория не получила подтверждения.

Последние неандертальцы в Европе вымерли по крайней мере 37 тыс. лет назад. Причиной стало как изменение климата, так и конкуренция с современными людьми. К такому выводу пришли ученые из университета Бристоля (Великобритания), а также их коллеги из Португалии и Австрии.

Профессор Джоао Зильяо и его коллеги не смогли полностью подтвердить предположение, которое сам Зильяо высказал еще 20 лет назад. Согласно ему неандертальцы сохранялись на Пиренейском полуострове еще 28 тыс. лет назад и какое-то время жили вместе с кроманьонцами, ранними представителями современного человека. Однако было неизвестно, как долго сосуществовали оба типа людей, прежде чем окончательно ассимилировались или одни вытеснили других. Также оставались неизвестными причины, лежащие в основе исчезновения поселений неандертальцев.

Теперь же ученые объявили, что с помощью радиоуглеродного метода им удалось определить точный возраст находок, принадлежащих так называемой ориньякской культуре. Именно ее носители вытеснили неандертальцев. На основании этого Зильяо и его коллеги сделали вывод, что уже 37 тыс. лет назад последнее прибежище неандертальцев на Пиренейском полуострове исчезло.

Ориньякская культура -- это археологическая культура начала позднего палеолита, носителями которой стали кроманьонцы. Она получила название по раскопкам в пещере Ориньяк во Франции. Для ориньякской культуры характерны кремневые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, а также костяные изделия, долговременные жилища и относительно развитое изобразительное искусство. Традиционно ориньякская культура связывается с ранними представители современного человека в Европе, однако, по некоторым данным, орудия равной технической сложности изготовления встречались и у неандертальцев.

В португальской пещере Pego do Diabo (на фото -- зубы, обнаруженные в этой пещере) найдены многочисленные артефакты, относящиеся к ориньякской культуре. Проведенный в университете Вены радиоуглеродный анализ показал, что их возраст не превышает 34,5 тыс. лет. А дополнительные данные показывают, что уже 37 тыс. лет назад кроманьонцы окончательно вытеснили неандертальцев или ассимилировались с ними. Вероятный срок сосуществования двух ветвей развития человека оценивается в 5 тыс. лет.

Авторы исследования также сообщили, что их данные позволяют объяснить особенности анатомии 30-тысячелетнего скелета ребенка, обнаруженного на территории Португалии в Лагар-Вельо в 1999 году. Его предположительно относили к гибриду человека и неандертальца. Зильяо и его коллеги уверены, что ребенок появился на свет не в результате скрещивания неандертальца с женщиной Homo sapiens (а именно образование такой пары генетиками считалось предпочтительным). К тому моменту первые уже давно вымерли. Однако вероятно, что ребенок сохранил архаичные черты, которые унаследовал от неандертальцев через много поколений.

Зильяо уверен, что вымирание неандертальцев обусловили как природные, так и демографические причины. Климат постепенно становился все более умеренным и менее жарким. На Пиренейский полуостров пришли дубы и сосны. Новые условия оказались более подходящими для более умелых кроманьонцев, умевших создать себе постоянные жилища. Как более умелым охотникам им также оказалось выгодно появление больших стад травоядных.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.