Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:50
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

Лукашенко не может решить проблему, которую не видит в упор – Хазин

Опубликовано

В Белоруссии накопились экономические проблемы, которые в ближайшие годы станут главным фактором напряженности. В ситуации есть как минусы, так и плюсы, но продолжать ничего не делать нельзя.

В стране постепенно осуществляется переход к постиндустриальному обществу. Помимо заводов за последние 20 лет в Белоруссии выросла IT-отрасль с оборотом более миллиарда долларов в года. Есть как минимум 4 крупные компании, а если считать офшорные, то наберется около двух десятков, а это примерно треть экономики страны. То есть, как минимум 20% активного населения уже живут в новой реальности, в которой не надо каждый день ходить на завод, чтобы иметь средства к существованию.

На это обстоятельство обратил внимание экономист Михаил Хазин. По его словам, эти люди вовсе не являются врагами Белоруссии, но у них назрел запрос на реформирование экономики так, чтобы IT-отрасль могла нормально развиваться.

– И эти люди всё чаще требуют, чтобы их мнение было учтено в системе государственного управления. Не в смысле: «где моя доля?», а в смысле: «как мы можем повлиять на принимаемые решения, чтобы они не разрушали, а стимулировали нашу экономическую модель?», – пояснил Хазин, добавив, что работники IT-отрасли зарабатывают для Белоруссии не меньше, чем тот же МАЗ или Беларуськалий.

Президент Александр Лукашенко этих людей не замечает, хотя с точки зрения доходов бюджета – само собой. Запрос нового сектора экономики не лежит в политической плоскости. Грубо говоря, сформировавшейся новой прослойке населения все равно, кто будет у власти. Ей нужны реальные изменения, как например корректировка модели работы с правами на собственность, включая интеллектуальную. При правильной отладке правовой базы у Белоруссии без преувеличения появится шанс создать нечто вроде аналога Кремниевой долины, заверил Хазин со ссылкой на знакомых с ситуацией в отрасли.

Ровно по этой причине ядро протестующий сейчас стало разваливаться, точнее расходиться, потому как от оппозиции нет ни одного внятного ответа на их запросы, кроме абстрактных обещаний свобод и демократии. «Белорусские айтишники хотят конкретных результатов, облегчающих их жизнь», - отметил Хазин. У них нет политического представительства, а нынешний протест с этой ролью не справился.

Хазин сравнил сложившуюся в Белоруссии ситуацию с периодом «беременности» феодальных стран буржуазными революциями. Только тогда речь шла о формировании класса, требовавшего перехода от феодализма к капитализму, а здесь наметился переход «от модерна к постмодерну, понимаемому как экономическая модель», пояснил эксперт.

Таким образом, Белоруссия стоит перед исторической развилкой – либо новый класс победит, добившись для себя требуемых условий, либо разбежится по другим странам. Для экономики страны второй вариант сулит деградацию. Тут уместен исторический пример, когда Великобритания и Германия сумели осуществить прорыв, а Испания, сохранив феодализм, «осталась в патриархальной нищете».

Проблема народившегося класса в неумении формулировать политические требования. В частности, они пока не додумались, что под эти цели нужно создавать, финансировать целые институты, а потом и властные группировки. Однако свято место пусто не бывает, и определенные силы порой (как сейчас) будут пытаться заполнить собой эту нишу, рассуждая от имени так называемого «креативного класса».

На этот раз смычка между пассионариями-айтишниками и навязанной либеральной оппозицией рассыпалась. Именно в силу отсутствия конкретики в политической программе. Но не факт, что последующие попытки окажутся также безуспешными.

Таким образом, в Белоруссии есть объективный источник напряженности, с которым нужно что-то делать. В ближайшие годы данный фактор еще не раз даст о себе знать.

– Так вот, я не верю, что Лукашенко сможет решить ту задачу, которая стоит сегодня перед Белорусией. <…> Нынешнее руководство соответствующие задачи даже поставить не может, не то, что их решить, – заключил Хазин, предупредив, что внешние силы будут и дальше использовать это во вред Белоруссии.

Лукашенко: Я никогда не был «ворюгой»
Реклама