Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:28
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Каким будет российский магазин приложений для Android

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Новый программный продукт разрабатывается без бюджетных денег, но по прямому указанию премьер-министра. Пытаемся найти в происходящем какую-нибудь логику.

«Пятилетку в три года»

Тревожные новости для обладателей смартфонов: импортозамещение грозит дойти до маркетплейсов мобильных приложений. После того, как премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение создать отечественный магазин приложений для мобильных устройств, глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что бета-версию российского магазина для Android будет предъявлена городу и миру уже в мае. Причём это не бюджетный проект – «Основную разработку ведет группа компаний VK в кооперации с другими цифровыми экосистемами».

VK – это бывшая Mail.ru Group Алишера Усманова, «чёрная дыра» российского IT, в беспорядке скупавшая самые разные активы и превращавшая их в продукт собственной жизнедеятельности. В декабре 2021 года структуры Усманова вышли из проекта – их долю приобрёл «Согаз». За месяц до этого Газпромбанк (как и «Согаз», входит в периферию «Газпрома») купил долю «Сбера» в VK, также в числе акционеров присутствуют «Ростех», инвесторы из Южной Африки и Китая. Руководит всем этим Владимир Кириенко, сын «отца дефолта», бывшего премьера Сергея Кириенко.

Под «другими экосистемами» можно понимать империи «Сбера», «Яндекса» и «Ростелекома». Игроки поменьше – «Тинькофф банк», который вот-вот сменит название, ВТБ и другие банки. Какова вероятность, что у таких нянек дитя будет глазастым? Не станет ли их творение в директивном порядке полной заменой худо-бедно работающего (пусть и без возможности оплаты) Google Play? Насколько это усложнит пользование смартфоном? Ибо создание полноценного магазина по распоряжению правительства за один месяц попахивает скорее штурмовщиной, чем подготовкой качественного проекта.

Конкуренты не дремлют

Чуть ранее стало известно о другом проекте. АНО «Цифровые платформы» анонсировала создание магазина приложений NashStore – с запуском всё в том же мае. Ещё не запустив бета-версию, АНО обратилась в Минцифры с просьбой включить магазин в число предустановленных на продаваемые в России смартфоны.

АНО «Цифровые платформы» – это зарегистрированная в Ростове-на-Дону частная некоммерческая организация с демонстративно хипстерски-гламурным руководством, учредителем которой является её гендиректор Арсений Щельцин (32 года, ранее возглавлял департамент интернет-коммуникаций ЦИК «Единая Россия»).

А вот магазин RuMarket уже работает. Его лицом стал Анатолий Сморгонский, более известный как генеральный директор службы такси Gett в России. Строго говоря, RuMarket является скорее «файлопомойкой», чем полноценным средством установки – в отличие от всем известных Google Play и App Store, хуавеевского AppGallery и т.д., там размещены лишь файлы в формате .apk, устанавливать которые пользователю предлагается самостоятельно (что, в принципе, несложно). Важно, что в «РуМаркете» есть банковские приложения, удалённые из всех трёх указанных глобальных маркетов (например, Альфа-банка). Плюс собранные с сайтов по нитке apk приложений «Госуслуг» и их периферии. И хотя база постоянно пополняется, очевидно, что стандартом для российского рынка он не станет – слишком мощный ожидается конкурент.

А ведь всё уже было…

Мы видим очередной случай экстренного импортозамещения – строго по поговорке «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Времени и возможностей для создания полноценного «домашнего» магазина приложений было хоть отбавляй, денег на это – сколько угодно у тех же экосистем. Однако вкладываться в «безнадёжный проект», который «никогда не сможет конкурировать с Google Play», никто не захотел – и в результате нам оказалось нечем ответить на санкции. А ведь себестоимость разработки движка по меркам «Сбера» или «Яндекса» совсем невелика – более того, «Яндекс» проделал эту работу ещё в 2012 году, до самых первых санкций! Яндекс.Store существовал около восьми лет – и был закрыт 1 сентября 2020 года именно за полной невостребованностью.

Не попытается ли IT-гигант воскресить этот проект, пусть и в содружестве с партнёрами из VK? Вероятно, это было бы оптимальным решением. Но судя по словам Шадаева, нам предъявят что-то совершенно новое.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама