Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:17
Москва
2 мая ‘24, Четверг

Биотопливо не спасет экологию

Опубликовано
Текст:

Российская национальная биотопливная ассоциация выступила с предложением принять закон, который обязывал бы поставщиков топлива разбавлять бензин биодизелем и этанолом.

«Действительно, мы готовим такие инициативы, но надо понимать, что даже если такой закон будет принят в следующем году, то реально действовать он начнет только через два-три года», -- рассказал Infox.ru вице-президент Российской национальной биотопливной ассоциации (РНБА) Алексей Аблаев.

Достоинства топливного коктейля смогут оценить не только автолюбители, но и пешеходы. Биотопливо бережет двигатели, а автомобили, заправляющиеся бензиновыми смесями, загрязняют атмосферу куда меньше своих бензиновых и водородных собратьев.

Биотопливо --топливо, полученное из биологического сырья.

Сама по себе идея не нова: во многих странах мира такая практика уже стала нормой, а в некоторых делать это обязывает закон. В России до недавнего времени биотопливо воспринималось как нечто экзотическое. Сейчас его использование едва достигает 1% от общего объема потребляемого топлива. Конечно, прежде всего это объясняется тем, что наша страна богата нефтью и газом. Однако еще год назад Владимир Путин обратил внимание на то, что значение биотоплива в мире постоянно возрастает. Тогда же в связи с этим Борис Грызлов высказал мнение о том, что Россия может стать одним из ведущих поставщиков такого топлива.

«Мы должны этот рынок перехватить, и тогда мы будем диктовать условия по поставкам не только газа и нефти, но и биотоплива. Для нас это реальная возможность», -- сказал Борис Грызлов.

Напомним, что в начале года было объявлено о решении построить в России 30 заводов по производству биотоплива. Некоторые эксперты уверены, что буквально через пять лет биотопливо в нашей стране получит широкое распространение.

Однако стоит отметить, что могут возникнуть трудности как с производителями, так и с потребителями. «К биотопливу в России долгое время относились весьма снисходительно», -- считает заместитель главного директора по научной работе НПО «Химсинтез», эксперт РНБА Алексей Петрыкин.

Большинство российских автомобилистов согласны перейти на «зеленое» топливо при условии, что цена на него не будет отличаться от цены на бензин или солярку. Но даже если завтра бензиново-спиртовые смеси появятся на каждой заправке, говорить о соразмерности цен пока не приходится. Основная проблема перехода на новый вид топлива заключается в том, что биоэтанол относится к видам технического спирта, а значит, подпадает под акциз, установленный федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

«Производить биотопливо в России дорого. Прежде всего потому, что оно подпадает под акциз. Конечно, его можно производить на экспорт, в Германию например. Но во-первых, в той же Германии правительство старается развивать своих производителей, защищая их различными мерами. Во-вторых, экспорт -- это одна нога любого бизнеса, а хотелось бы иметь и вторую в виде развитого внутреннего рынка», -- говорит Алексей Аблаев.

«Сегодня биоэтанол не может полностью стать альтернативой бензиновому двигателю», -- считает аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин.

Биотопливный бум

Цены на биотопливо в Европе вполне сопоставимы с ценами на обычный бензин, но поддерживаются они искусственно -- государством. И делается это не столько из желания дышать чистым воздухом, сколько по экономическим соображениям. Так, два года назад шведское правительство поставило задачу к 2020 году сделать страну независимой от нефти и газа. Речь о полном отказе от традиционных видов топлива, конечно, не шла, но снизить их потребление, например, в автотранспорте запланировано примерно наполовину.

«Бразильское чудо»Широко применять этанол стали в 1970-х годах в Бразилии.

«Мы не собираемся полностью отказаться от импорта нефти к 2020 году, но реструктуризация энергопотребления сделает Швецию нечувствительной к возможным изменениям мировой нефтяной конъюнктуры. Нефть перестанет быть безальтернативным топливом в какой-либо области экономики», -- прокомментировал тогда премьер-министр Швеции Йоран Перссон.

Тем не менее многие эксперты не считают биотопливо панацеей от нефтяной зависимости. Если биотопливо станет слишком популярным, то вместо нефтяного кризиса может разразиться кризис продовольственный.

Всеядные автоВ Бразилии широкое применение получили автомобили с системой flex-fuel.

Цена вопроса

Странам с теплым климатом нехватка продовольствия не грозит. «Самый дешевый процесс производства этанола используется в Бразилии. Там он обходится примерно в 30 центов за литр так называемого бензинового эквивалента, то есть количество этанола, которое заменяет литр 95-го бензина. Это стоимость тростникового этанола. Стоимость этанола из свеклы, пшеницы и т. п. достигает 60--80 центов, а производство этанола из биомассы достигает порядка одного доллара за литр бензинового эквивалента», -- рассказал Алексей Кокин.

«Соединенные Штаты уверяют, что выйдут на стоимость 20 центов за литр этанола из кукурузы, это гораздо дешевле бензина. А вот в Европе из-за нехватки посевных площадей стоимость биоэтанола составляет порядка 60 евроцентов», -- поделился подсчетами Алексей Петрыкин.

В Германии его производят из рапса, который в отличие от любой другой продовольственной сельхозпродукции практически не требует ухода. Как следствие, объем посадок рапса в Европе растет год от года, причем нередко за счет кукурузы, пшеницы и других культур.

Правительства некоторых стран уже бьют тревогу: машины лишат людей еды! Президент Боливии Эво Моралес и президент Перу Алан Гарсиа считают, что производство биотоплива из продовольственных культур способствует повышению цен на продовольствие.

Но с таким мнением согласны далеко не все. Представители ЕС, Бразилии и ряда других стран сходятся во мнении, что рост продовольственных цен связан прежде всего с ростом спроса, засухами, неурожаями и со снижением мировых запасов продовольствия. В России же цены на продовольствие от объемов производства биотоплива и вовсе никогда не зависели. «За 15 лет в России из активного пользования выделено более 20 млн га земли. Этой земли хватило бы для выращивания примерно 20 млн т зерна. Это в свою очередь примерно 70--8 млн т этанола», -- отметил Алексей Петрыкин.

Впрочем, у биотоплива есть враги не только в правительственных кругах, но и среди экологов. Некоторые эксперты считают, что в процессе выращивания кукурузы и рапса парникового газа выделяется больше, чем экономится за счет получения из этих растений биологического топлива, а при изготовлении биотоплива из опилок и серной кислоты и вовсе образуются ядовитые отходы.

Таким образом, говорить о биотопливе как о полноценной альтернативе бензину или солярке пока не приходится.

«Мое мнение: нефти хватит еще очень надолго. Нельзя сказать, что биотопливо, по крайней мере в ближайшее время, заменит полностью традиционное. Но если думать о будущем, то, безусловно, это очень важный, интересный и нужный вопрос. Что касается технологии производства, она может быть и грязной, и чистой. Все зависит от того, из чего и каким способом его получать», -- рассказал Infox.ru доктор химических наук, профессорЭдуард Аветисович Караханов, заведующий кафедрой химии нефти и органического катализа химического факультета МГУ.

В АТОР объяснили подорожание речных круизов по России
Реклама