28 марта ‘24, Четверг

Шведские ученые создали новую концепцию лечения рака

Группа медиков из пяти шведских университетов под руководством профессора Томаса Хелледея (Thomas Helleday) из Каролинского института разработала новую стратегию лечения раковых заболеваний.

Ученые обнаружили белок MTH1, который защищает раковые клетки, и способствует тому, что они могут беспрепятственно делиться и размножаться. Метод основан на подавлении функции этого белка. Если белок MTH1 перестает работать, погибает и раковая клетка.

Работа ученых опубликована в последнем номере журнала Nature.

В настоящее время развитие методов лечения онкологических заболеваний связано с таргетной терапией. В этом случае лечение направлено на генетические мутации в раковых клетках. Но часто эти мутации происходят столь быстро, что лекарство перестает на них действовать, и опухоль никак не реагирует на терапию.

Концепция шведских ученых принципиально отличается от этой идеи.

Ученые обнаружили белок MTH1, защищающий раковые клетки от окислительного стресса, который всегда присутствует в любых клетках. Благодаря именно этому белку, раковые клетки оказываются столь жизнеспособными. Метод основан на ингибировании этого белка. Как только MTH1 перестает работать, раковые клетки погибают.

«Раковые клетки имеют измененный метаболизм. Он основан на том, что там работают белки MTH1, которые не допускают оксидированные нуклеотиды к ДНК. Поэтому не происходит оксидативного повреждения ДНК. Это позволяет раковым клеткам делиться и размножаться. Если же блокировать действие белка MTH1, то раковая клетка погибает. Обнаружение этого механизма открывает совершенно новый путь для лечения рака», - объясняет профессор Хелледей.

Как говорят ученые, для введения в клиническую практику нового метода они организовали сотрудничество с несколькими шведскими институтами. Так, они создали мощный ингибитор белка MTH1 и протестировали его на клетках меланомы, удаленной у пациента.

«Когда мы увидели, что раковая опухоль у нашего пациента с меланомой, которая оказалась устойчивой и уже перестала реагировать на традиционную терапию, после применения нового метода стала исчезать, мы были необыкновенно счастливы. Этот метод можно считать настоящим прорывом», - говорит хирург Роджер Олофссон Бедж из Академии Салгренска.

Правда, по словам медиков, прежде чем новый метод войдет в клиническую практику, предстоит еще много работы. Это может произойти, как считает Хелледей, через один-два года.

Интересно, что одновременно с работой профессора Хелледея в журнале Nature была опубликована работа других исследователей, которая подтверждает, что белок MTH1 также ингибируют и известные лекарственные средства для борьбы с раком.

«То, что уже известные антираковые препараты подавляют этот белок, показывает, что наша концепция, действительно, работает. Теперь, когда мы понимаем механизм, мы можем разрабатывать и находить точные и мощные ингибиторы этого белка», - говорит Томас Хелледей.