19 апреля ‘24, Пятница

Обнаружен новый онкоген, связанный с раком кожи

Ученые под руководством специалистов из Медицинской школы Стэнфордского университета обнаружили ген, мутации которого приводят к развитию одной из самых распространенных разновидностей рака кожи – сквамозно-клеточной карциномы.

Как выяснили авторы, запускает процесс мутации ультрафиолетовое излучение.

Эта разновидность рака кожи – вторая по распространению среди всех онкологических заболеваний. Каждый год в мире диагностируется около одного миллиона случаев этой болезни.

При воздействии ультрафиолетового излучения повреждаются биологические молекулы. При этом могут запускаться фотохимические реакции, которые приводят к образованию активных форм кислорода – кислородных радикалов. В этом случае происходит повреждение и старение белка кожи – коллагена. И этот процесс можно считать относительно безобидными. Если же повреждается ДНК кожи, то здесь скрывается большая опасность, тогда клетки могут превратиться в раковые. Как раз этот вариант и изучали авторы нового исследования.

Ученые обнаружили, что под воздействием ультрафиолетового излучения мутация происходит в гене KNSTRN, который включен в процесс деления ДНК клетки.

«Наше исследование показывает, что этот онкоген активируется ультрафиолетовым излучением, его неправильная работа приводит к развитию сквамозно-клеточной карциномы. Так, одна единственная мутация может привести к генетической катастрофе. Важно, что мутации, которые запускает ультрафиолетовое излучение, приводят к анеуплоидии - нарушению числа хромосом и последующему образованию опухоли. Поэтому очень важно защищать кожу от воздействия ультрафиолетового излучения», - говорит ведущий автор исследования доктор Пол Кавари (Paul Khavari).

Ученые обнаружили, что один из участков гена KNSTRN мутирует примерно в 20% случаев при сквамозно-клеточной карциноме, мутации этого гена в 5% случаев обнаруживаются при меланоме – самой опасной разновидности рака кожи.

Ученые обнаружили также, что мутации гена KNSTRN встречаются примерно в 20% случаев актинического кератоза – предракового образования на коже, которое появляется в результате повреждения кожи солнечными лучами. Эта мутация не встречалась ни в одном образце здоровой кожи.

По словам авторов, это значит, что мутация KNSTRN может служить предвестником сквамозно-клеточной карциномы.

Результаты исследований американских ученых опубликованы в последнем номере журнала Nature Genetics.