29 марта ‘24, Пятница

Ученые объяснили, почему красное вино полезно для здоровья

Ученые из Исследовательского института Скриппс под руководством профессора Пауля Шиммеля (Paul Schimmel) провели исследование, которое показало, как ресвератрол – вещество, которое содержится в красном вине, оказывает положительный эффект на здоровье. Авторы выяснили, что ресвератрол запускает сложную цепочку реакций, которые защищают ДНК клеток от различных повреждений.

«Это исследование показывает новый фундаментальный механизм, которым объясняются полезные свойства ресвератрола», - говорит соавтор исследования доктор Мэтью Сайджиш (Mathew Sajish).

Вещество ресвератрол – это антиоксидант, который входит в состав красного вина, и как считается, защищает сердечно сосудистую систему, снижает риск развития диабета и онкологических заболеваний и вообще способствует здоровью и долголетию. Правда, сам механизм такого действия ресвератрола ученым был не до конца понятен, хотя на эту тему исследования проводились.

Например, в начале 2000-х годов было показано, что ресвератрол связывается с рецепторами SIRT1, расположенными внутри митохондрий - энергетических подстанций клетки. Считалось, что именно через эти рецепторы ресвератрол положительно влияет на организм.

А совсем недавно доктор Сян-Лэй Ян (Xiang-Lei Yang), который также работает в лаборатории профессора Шиммеля, обнаружил уникальные свойства аминоацил-тРНК синтетазы – TyrRS.

Как выяснил ученый, когда на организм начинают действовать факторы стресса, TyrRS устремляется в ядро клетки, чтобы защитить ДНК от повреждений.

Доктор Сайджиш обратил внимание на эту находку и предположил, что ресвератрол может каким-то образом взаимодействовать с TyrRS. В своем нынешнем исследовании ученые показали, что это, действительно, возможно. Более того, они выяснили, что этот тандем запускает целую цепочку реакций и взаимодействий.

Например, они пришли к выводу, что при попадании ресвератрола в организм в работу включается TyrRS, а затем происходит активация действия PARP-1 – транскрипционного фактора, который играет важную роль в устранении повреждений ДНК и, как считается, влияет на долголетие. В свою очередь PARP-1 запускает активацию белка p53 - знаменитого транскрипционного фактора, который защищает организм от многих опасностей: участвует в предотвращении рака, регуляции клеточного цикла и гибели ненужных или вредных клеток. Одновременно в работу включаются и полезные гены, которые считаются генами долголетия - FOXO3A и SIRT6.

Как показал эксперимент на мышах, вся эта цепочка реакций происходит при попадании в организм совсем небольшого количества ресвератрола. Примерно в 100 раз меньше, чем то количество, которое использовалось в эксперименте при активации SIRT1, говорят авторы.

«На основе результатов наших экспериментов, мы можем сказать, что умеренное употребление красного вина (богатого ресвератролом) достаточно для того, чтобы запустить работу всех этих защитных транскрипционных факторов и генов», - говорит доктор Сайджиш.

Почему же ресвератрол - вещество, которое образуется в растениях и защищает их от различных стрессов - болезней и вредителей, избыточного ультрафиолета и засухи, оказывает защитное действие и на клетки животных и человека?

Как полагают авторы, вполне возможно, что у растений ресвератрол запускает защитную цепочку реакций также через активацию TyrRS – белка, который вообще имеет фундаментальное значение для всех живых организмов. «Мы полагаем, что TyrRS возник в процессе эволюции именно как основной активатор фундаментальных защитных механизмов, и он работает во всех живых организмах», - объясняет Сайджиш.

Сейчас Шиммель и его коллеги пытаются найти и другие молекулы, которые могли бы, как и TyrRS запускать защитные механизмы.

Статья профессора Шиммела и его коллег о защитной функции ресвератрола опубликована в последнем номере журнала Nature.

С 1 апреля россиянам придется платить пошлины на посылки дороже 200 евро