29 марта ‘24, Пятница

Графен поможет вылечить кариес

Китайские специалисты из Шанхайского исследовательского института стоматологии и Шанхайского университета Цзяо Тун обнаружили еще одно уникальное свойство графена. Они выяснили, что оксид графена может уничтожать бактерии, вызывающие у человека болезни зубов и десен. Более того, это вещество способно бороться и с устойчивыми формами бактерий, на которые не действуют многие антибиотики.

Графен – уникальный материал. Напомним, что в 2010 году Нобелевскую премию по физике за «Инновационные эксперименты с двумерной формой углерода - графеном» - получили работающие в Манчестерском университете воспитанники российской школы - профессор Андрей Гейм и Константин Новоселов. Именно эти ученые в 2004 году впервые смогли получить графен, спровоцировав бурный рост интереса и шквал научных исследований, посвященных этому уникальному углеродному материалу. Сейчас графен широко используется в электронике и многих других областях.

Об антибактериальных свойствах графена ученые узнали не так давно. В 2010 году китайские ученые из Шанхайского института прикладной физики провели эксперимент, который показал, что графеновая бумага, в состав которой входит оксид графена, легко расправляется с колониями кишечной палочки (E.coli). Преимущество такого способа борьбы с бактериями состоит в том, что оксид графена действует только на патогены, не затрагивая здоровые клетки, подчеркивали тогда ученые.

По словам ведущего автора нынешних исследований доктора Цзышэна Тана (Zisheng Tang), сейчас, когда растет устойчивость многих бактерий к антибиотикам, поиск новых методов борьбы с патогенами очень важен.

В своем эксперименте доктор Тан и его коллеги решили выяснить, как нанобумага с оксидом графена будет действовать на три широко распространенные бактерии - Streptococcus mutans, Porphyromonas gingivalis и Fusobacterium nucleatum, вызывающие у людей тяжелый пародонтоз, кариес и многие другие заболевания зубов и полости рта. Эксперимент проводился и для форм, устойчивых к антибиотикам.

Как оказалось, оксид графена разрушал клеточные стенки и мембраны патогенных бактерий, за счет чего их рост и размножение приостанавливались.

По словам авторов, их исследование показывает перспективность применения нанобумаги с оксидом графена для лечения заболеваний зубов и десен, которые вызваны бактериями.

Статья доктора Тана и его коллег опубликована в свежем выпуске журнала Applied Materials & Interfaces.

Совсем недавно ученые из Манчестерского университета обнаружили еще одно удивительное и важное для медицины свойство графена. Авторы выяснили, что оксид графена способен уничтожать раковые стволовые клетки. Причем, опять же, как и в случае с патогенными бактериями, действует это вещество таргетно, не затрагивая здоровые ткани.

В России предотвратили завоз шести опасных болезней – Голикова