25 апреля ‘24, Четверг

Население человеческого рта не зависит от географии

Ученые нашли в ротовой полости 103 новых рода бактерий. Более того, они выяснили, что микрофлора людей с разных концов света почти не отличается. За исключением нескольких родов, остальные бактерии живут везде.

Рот полон разнообразной жизни, даже если люди регулярно чистят зубы. Ученые из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Лейпциге (Германия) провели первую глобальную перепись населения рта у людей из разных географических регионов. И нашли 103 новых для рта рода бактерий.

Человек состоит из бактерий

В человеческом теле содержится в десять раз больше клеток бактерий, чем человеческих клеток, говорят авторы работы. И это разнообразие жизни, которое мы носим в себе, изучено очень плохо, хотя можно предположить, что оно должно различаться у разных людей, а также у здорового и больного человека.

Ротовая полость -- главные входные ворота в организм из окружающей среды, и неудивительно, что во рту уже найдено более 600 видов бактерий. Но как отличается микрофлора рта у разных индивидуумов, пока неизвестно. Возможно, есть связь между бактериями слюны и бактериальной флорой различных органов тела, а значит, и здоровьем человека.

Поэтому доктор Марк Стоункинг (Dr. Mark Stoneking) и его коллеги изучили биоразнообразие микрофлоры слюны, взятой от 120 человек из 12 различных географических регионов. Они анализировали ген субъединицы 16S рибосомной РНК. В этом гене есть вариабельный участок, который по нуклеотидному составу различается у разных родов бактерий.

Из каждого образца слюны исследователи выделили этот вариабельный участок ДНК и определили его нуклеотидную последовательность. Из полученных почти 15 тыс. нуклеотидных последовательностей путем сравнения с генетической базой данных микроорганизмов они получили информацию о родовом составе микробного населения слюны.

Биоразнообразие во рту

Среди бактерий ученые нашли 101 известный науке род, но 39 из этой сотни никогда до этого в слюне не находили. 64 рода они вообще впервые открыли. Итого 103 рода бактерий, обнаруженных ими, впервые зачислены в обитатели ротовой полости.

Восемь родов оказались самыми многочисленными, они представляли более 70% всех бактерий -- Streptococcus, Prevotella, Veillonella, Neisseria, Haemophilus, Rothia, Porphyromonas, и Fusobacterium.

Население ротовой полости у разных людей очень разнообразно. Даже количество родов у одного человека колебалось от 6 до 30. Некоторые из этих родов встречались часто, но большинство -- редко. 16 наиболее редких родов встретились только у одного индивидуума, а наиболее частый Streptococcus составлял в среднем 22,7% всех бактерий.

Неожиданным для ученых оказалось, что вариации в составе бактерий в одном регионе оказались такими же, что и вариации между разными регионами. То есть несмотря на генетические различия жителей разных регионов, на разнообразие микрофлоры их слюны география не повлияла.

Впрочем, некоторые бактерии все же оказались в каком-то смысле эндемичными. Например, род Enterobaсterпредставлял 28% бактерий, привезенных из Конго, но его совсем не оказалось в Калифорнии, Китае, Германии, Польше и Турции. Другой род представлен почти исключительно в Боливии.

Что изучать дальше и зачем

Пока ученые ограничились влиянием только географического региона, но не учитывали при взятии образцов слюны образ жизни, питание и гигиенические привычки населения. Влияние питания и культурных традиций -- задача для будущих исследований. И конечно, на следующем этапе интересно выяснить, какую роль играют бактерии, впервые найденные в слюне, в состоянии здоровья полости рта.

Но и эти данные о родовом составе бактерий слюны, безусловно, пригодятся в популяционных и эпидемиологических исследованиях. А также для разработки эффективных мер профилактики, чтобы держать полость рта и зубы в здоровом состоянии.

Статья опубликована в журнале Genome Research.