29 марта ‘24, Пятница

Отдых признан важной частью работы

Хорошую новость для любителей побездельничать на рабочем месте преподнесли ученые из Нью-Йорка. По их данным, формирование долговременной памяти происходит не только во сне, но и во время отдыха.

Для успешного обучения и формирования памяти мозгу нужен и важен сон. Но, как показали последние исследования, не менее важен и просто отдых.

фМРТ(fMRI)Функциональная магнитно-резонансная томография. Метод сканирования мозга, основанный на явлении ядерного магнитного резонанса. Сканер измеряет электромагнитный отклик ядер атомов водорода на возбуждение в постоянном магнитном поле. С его помощью можно также отслеживать, как интенсивно клетки мозга поглощают кислород, а значит, насколько активно работают те или иные области мозга. Протекая через мозг, кровь отдает нервным клеткам кислород. Поскольку связанный и не связанный с кислородом гемоглобин в магнитном поле ведет себя по-разному, можно судить, насколько интенсивно кровь отдает клеткам кислород в разных отделах мозга. Сегодня именно с помощью фМРТ в мире проводится большинство исследований, связанных с локализацией высших функций мозга.
Лила Давачи (Lila Davachi) и ее команда из Нью-йоркского университета (New York University) проверили роль отдыха с помощью эксперимента. Испытуемым сканировали мозг при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), чтобы определить фоновый уровень активации. Затем им показывали фотографии и предлагали образовать различные ассоциации между парами картинок. В одном варианте показывались некая фигура и лицо, в другом -- лицо и ландшафт.

На изображениях мозга ученые выделили для себя «зоны интереса» -- области мозговой коры, связанные с распознаванием объектов, с узнаванием лиц и с восприятием ландшафтов. Эти области коры активировались во время решения соответствующих задач.

А теперь расслабьтесь

После решения задач испытуемым предлагали просто расслабиться и отдохнуть, а во время отдыха думать о чем-то приятном. Их мозг по-прежнему сканировали в магнитно-резонансном томографе.

Как выяснилось, во время отдыха ключевые области коры также находились в активном состоянии, причем их активация сопровождалась активацией гиппокампа -- структуры, отвечающей за память. Значит, между областями коры и гиппокампом идет интенсивный обмен информацией.

Отдыхающий мозг формирует долговременную память

После отдыха ученые проверили подопечных на память: им предъявляли пары картинок, и они должны были вспомнить, какие пары знакомы им по предыдущему сеансу, изменилось ли их взаимное расположение или, может, одна либо обе картинки для них новые.

ГиппокампЧасть лимбической системы головного мозга. Правый и левый гиппокампы расположены в глубине височных долей полушарий. Эта структура мозга играет ключевую роль в формировании памяти, в том числе в обработке и хранении пространственной информации. Участвует в формировании эмоций.
Оказалось, что те, у кого области коры и гиппокампа сильнее активировались во время отдыха, лучше воспроизводят информацию, чем те, у кого слабее появлялись корково-гиппокампальные связи. Поэтому биологи пришли к заключению, что в период отдыха происходит консолидация памяти -- ее перевод из кратковременную в долговременную форму.

Ранее ученые показали, что консолидация памяти при взаимодействии коры и гиппокампа происходит во время сна. Теперь же выяснилось, что этот процесс идет и при спокойном бодрствовании.

«Наш мозг работает на нас даже тогда, когда мы отдыхаем, -- говорит Лила Давачи. -- Из этого следует, что отдых очень важен для обучения и памяти. Мы часто не учитываем этого, особенно сегодня, когда при современных информационных технологиях вынуждены работать весь день без перерыва».

Статья о важности отдыха опубликована в журнале Neuron.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом