28 марта ‘24, Четверг

Нехватка цинка может стать причиной бесплодия

Биохимикам удалось выяснить тонкости деления женских яйцеклеток и, похоже, найти одну из важных причин бесплодия. Причина оказалась устранимой.

Микроэлементы, такие как железо, медь и цинк, очень важны для жизнедеятельности клетки. Но чтобы досконально выяснить их роль, нужно научиться регистрировать внутриклеточное потребление элементов. Подобная методика помогла ученым из Северо-Западного университета (Northwestern University) в Чикаго установить, что для созревания яйцеклеток, а также для начальной стадии развития эмбриона необходимо усиленное потребление цинка.

ОвогенезСозревание женских половых клеток (яйцеклеток) из незрелых клеток – ооцитов.
Развитие яйцеклеток удобнее всего изучать на лягушачьей икре. Но между этим процессом у амфибий и млекопитающих есть принципиальные различия: у первых яйцеклетки развиваются во внешней среде, а у вторых – внутри организма самки. Поэтому Тереза Вудруф (Teresa Woodruff) и ее коллеги работали на мышиной модели.
МейозРедукционное деление клетки с уменьшением числа хромосом.
Они аккуратно извлекли из яичников мыши незрелые яйцеклетки – овоциты, и продолжили их созревание в культуре. Чтобы овоциты стали яйцеклетками, они должны пройти редукционное клеточное деление с уменьшением вдвое количества хромосом – мейоз. Это основной процесс созревания женских половых клеток – овогенеза.

Мейоз занимает 12-14 часов и завершается овуляцией – выходом яйцеклетки из яичника. Точнее, выходит еще не зрелая яйцеклетка, а овоцит 2-го порядка. Завершается мейоз в маточной трубе и только в том случае, если яйцеклетка оплодотворяется.

В яйцеклетках пересчитали атомы

Синхротронная рентгеновская флуоресцентная микроскопияС помощью флуоресцентного микроскопа исследуют распределение в образце атомов того или иного элемента, облучая его рентгеновским излучением соответствующей длины волны.
Чтобы определить содержание металлов в мышиных овоцитах, ученые применили синхротронную рентгеновскую флуоресцентную микроскопию. Этим методом они вычисляли количество атомов элементов -- железа, меди и цинка -- в одной клетке по мере ее созревания.

Количество цинка в ооцитах более чем в восемь раз превышало количество железа и меди. Перед началом мейоза в клетке содержалось примерно 4х1010 атомов цинка, в течение мейоза она поглощала еще 2х1010 атомов, и примерно половину из этого теряла с началом развития эмбриона. Для сравнения, количество атомов железа и меди не превышало 0,5х1010 и практически не менялось в течение развития яйцеклетки. Это показывает исключительную важность цинка при переходе от яйцеклетки к эмбриону.

Ученые устроили овоцитам дефицит цинка. Для этого они ввели в культуру клеток вещество, которое образует хелатные связи с тяжелыми металлами. И стали наблюдать за клеточным делением.

Без цинка не делится…

Оказалось, что у цинк-дефицитных овоцитов нарушается характерная для овогенеза асимметричность деления. В ходе каждого нормального (I и II) мейотического деления нормальная клетка делится неравномерно: образуется полноценный овоцит и недоразвитая клетка, называемая редукционным тельцем, которая в дальнейшем рассасывается. У цинк-дефицитных овоцитов асимметричное деление сохранялось только в трети случаев, причем редукционное тельце увеличилось в размере.

Кроме того, мейоз при недостатке цинка останавливался на телофазе I (последняя стадия первого деления) и не переходил к метафазе II (второе деление). Хромосомы в клетках находились на полюсах, но в неконденсированном состоянии (не плотно упакованные, как им полагается при делении), а форма веретена деления нарушалась. В таком состоянии клетки застывали. Изменения оказались обратимыми: добавка цинка в среду снова запустила нормальное деление клеток.

...и не развивается

Биологи попробовали оплодотворить недоразвитые цинк-дефицитные овоциты сперматозоидами мыши. Как ни странно, оплодотворение состоялось. Но ничего хорошего из этого все равно не вышло.

Контрольные яйцеклетки в течение 24 часов претерпели первое деление и дали начало двуклеточным эмбрионам. А цинк-дефицитные остались одноклеточными. Через двое суток нормальные эмбрионы состояли уже из четырех клеток, но только некоторые из цинк-дефицитных приступили к первому делению. Через 120 часов нормальные эмбрионы образовали бластоцисту (двуслойную сферу), но ни один из цинк-дефицитных не дошел до этой стадии.

Биологи считают, что полученные ими результаты помогут разобраться в некоторых случаях бесплодия. Знание условий для нормального развития яйцеклетки необходимо и для того, чтобы при необходимости проводить его «в пробирке». Например, в случае раковой опухоли репродуктивных органов у пациентки можно взять у нее незрелые клетки и правильно дорастить их до нужного состояния.

Статья о роли цинка в развитии яйцеклеток и эмбриона опубликована в журнале Nature Chemical Biology.

В Приморье сферу услуг адаптируют к китайскому языку ради туристов