19 марта ‘24, Вторник

Сетчатку восстановили из кожи

Специалисты впервые восстановили поврежденную сетчатку и зрение мышам при помощи стволовых клеток, полученных из кожи.

Специалистам Института исследования зрения Шепенса (Schepens Eye Research Institute) в Бостоне впервые удалось залечить повреждение сетчатки и вернуть зрение мышам при помощи индуцированных плюрипотентных клеток (IPS), полученных из клеток кожи. Результаты дают надежду на излечение возрастной дистрофии сетчатки, диабетической ретинопатии и других заболеваний зрения, поражающих миллионы людей в мире.

Бадд Такер (Budd A. Tucker) и его коллеги работали с трансгенными мышами, которым внедрили ген красного флуоресцентного белка, чтобы следить за поведением клеток. Из хвоста этих мышей ученые выделили клетки кожи, которые обработали четырьмя белками-транскрипционными факторами. Они получили индуцированные плюрипотентные клетки (которые приобрели утраченную способность дифференцироваться в клетки разных тканей) и к тому же светились ярко-красным светом. Последующая химическая обработка превратила эти клетки в предшественники клеток сетчатки.

Операция с клетками

За 33 дня клетки дозрели до трансплантации. Ученые имплантировали их в сетчатку других мышей, у которых экспериментально вызвали дегенерацию сетчатки. Фоторецепторы этих мышей перестали работать, потеряли электрическую активность, а мыши, соответственно, потеряли зрение.

В течение периода от четырех до шести недель исследователи наблюдали, как пересаженные клетки, светящиеся красным, мигрируют в слой клеток-фоторецепторов и встраиваются в клеточный ансамбль сетчатки.

Мыши прозрели

Мышей с пересаженными клетками протестировали и обнаружили, что бывшие клетки кожи проявляют электрическую активность, характерную для фоторецепторов. По сравнению с нормальными фоторецепторами, эта активность была в два раза слабее. Ученые провели тест, чтобы увидеть, приобрели ли пересаженные клетки связи с оставшимися клетками сетчатки. Они также убедились, что стимуляция пересаженных клеток светов вызвала электрический сигнал в нейронах зрительного нерва.

Авторы работы полагают, что плюпотентные клетки из кожи можно будет использовать в будущем для лечения дегенерации сетчатки и других патологий зрения. А российские специалисты уже с успехом используют аналогичные клетки для восстановления роговицы после повреждений и химических ожогов.

Результаты работы ученые опубликовали в открытом доступе в журнале PLoS ONE.

Politico: Китай устроит бойкот переговорам по Украине без России