18 апреля ‘24, Четверг

У больных рассеянным склерозом появились перспективы

Ученые повернули вспять демиелинизацию нейронов в мозге больных мышей. Для этого они применили генную терапию. Теперь остается доработать технологию до того, чтобы ее можно было бы безопасно применить к пациентам.

Открытие исследователей из Калифорнийского института технологии (California Institute of Technology) очень важно для людей, больных рассеянным склерозом. Это тяжелое аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система начинает атаковать свои собственные ткани и органы, характеризуется поражением всей нервной системы. Нервные волокна начинают терять изолирующую оболочку, сделанную из липидного вещества миелина, а без изоляции нервы, как и провода, теряют способность нормально проводить импульсы. Телу это грозит параличом, а мозгу – нарушением интеллектуальных способностей. Применяющиеся сегодня лекарства способны лишь затормозить развитие болезни, но неспособны ее вылечить.

Калифорнийские ученые нашли вещество, которое в экспериментах на мышах поворачивало вспять демиелинизацию нервных волокон. Чтобы доставить его в мозг, они использовали генную терапию. О результатах работы авторы написали в журнале The Journal of Neurosciencе, их краткое изложение приведено в ScienceDaily.

«Мы применили генную терапию, чтобы стимулировать образование новых олигодендроцитов из стволовых клеток», - сказал Бенджамин Деверман (Benjamin Deverman), руководитель исследования. То есть, для восстановления они использовали собственные ресурсы мозга.

Чудесным веществом оказался белок – фактор ингибирования лейкемии (LIF). Именно он стимулировал образование новых олигодентроцитов из нейральных стволовых клеток – предшественников. Нужно объяснить, что такое олигодендроциты – это разновидность глиальных клеток (глии), которые и образуют на нервном волокне миелиновую оболочку. Отросток клетки оборачивается вокруг нервного волокна, образуя изоляционную оболочку.

«Исследователи сомневались, что один и то же фактор может стимулировать и размножение нейральных стволовых клеток, и дифференцировку их в олигодендроциты, - говорит Деверман. – Но на нашей мышиной модели мы показали, что LIF запускает как то, так и другое».

То есть, после того, как нейральные стволовые клетки начинали усиленно размножаться, они уже знали, что им надо превращаться в олигодендроциты, без дополнительных инструкций.

Чтобы ввести LIF в мозг мышей, ученые использовали вирус, как вектор доставки соответствующего гена. В результате мыши, у которых был искусственно вызван рассеянный склероз, почувствовали себя гораздо лучше. Но для людей предстоит усовершенствовать метод доставки, чтобы сделать его абсолютно контролируемым и безопасным.