Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:52
Москва
30 сентября ‘20, Среда

Мнения и аналитика INFOX.RU

Анна Гаркуша
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

"Крестики-нолики" мусорной реформы.

Опубликовано
Текст:
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Еще великий Аркадий Райкин говорил, что в середине каждой глупости сидит дурак. По аналогии с этим можно отметить, что центральной причиной “непроходимости” мусорной реформы является безответственность и безнаказанность министерств и ведомств, разрабатывающих подзаконные нормативно-правовые акты, которые противоречат 89 ФЗ, друг другу и самим себе.

Истинные цели реформы с трудом проглядывают через толщу всевозможных постановлений правительства, в которых с завидной регулярностью лоббируется мусоросжигание, сортировка смешанных отходов,  и новый расцвет полигонного захоронения, т.е. абсолютно обратные цели. И ничего авторам этих постановлений за их лоббизм не будет. Не предусмотрены у нас такие наказания.

  1. Начнем с того, что самым первым шагом, сделанным в Правительстве РФ, было утверждение приоритетного нацпроекта “Чистая страна”, жемчужиной которого выступают 5 МСЗ (4 в Подмосковье и 1 в Татарстане). Мало того, что была откровенно нарушена иерархия по обращению с отходами, но еще и дано недвусмысленно понять всем субъектам РФ, что уничтожать ресурсы - можно.
  2. Далее,  раздельный сбор не является обязательным элементом системы обращения с отходами, хотя уже в 2015 году в финальном отчете ЕС было подчеркнуто, что селективный сбор отходов - это наиболее эффективный способ их возврата в производственный цикл. Почему бы не воспользоваться выводом ЕС для собственных нужд? А потому, что такая “необязательность” дает возможность субъектам РФ в рамках правового поля делать ставку на строительство сортировок для смешанных отходов и мусоросжигательных заводов. Это и понятно: работа со смешанными отходами - поле непаханное  для создания теневых схем, расцвета коррупции и хождения “черного” нала.
  3. Региональные операторы обладают широкими полномочиями, включая право не разрешить собирать отходы раздельно на контейнерной площадке. С одной стороны, они хотят (и могут) все ТКО себе, потому что зарабатывают на объемах вывоза, с другой стороны, возиться с организацией раздельного сбора им финансово невыгодно. Причем цели, прописанные для Регоператоров в Терсхемах и Регпрограммах, по большей части настолько размыты и обобщены, что достичь их не составляет труда, даже ничего не делая.
  4. Финансовая “недостаточность” реформы объясняется более чем скромными размерами нормативов утилизации и ставок экологического сбора. Что это - непрофессионализм сотрудников Минприроды или “уши”  тех, кому придется платить за утилизацию своей продукции? Как можно за 10 копеек собрать, транспортировать и утилизировать пластиковую бутылку? Или, к слову, многослойная упаковка и тара для напитков на основе картона, которую мы все привыкли называть общим словом “тетрапак”, вообще не обязательна к утилизации.  В таких условиях для регоператоров оптимально извлекать вторичное сырье из ТКО на сортировках и потом сжигать “хвосты”. Вторсырья получится мало, а хвостов - много. Но кого это волнует, если все “по закону”.
  5. Казалось бы, субъектам РФ велено сокращать полигонное захоронение. Чтобы предотвратить попадание на помойки ценных вторичных ресурсов, Правительство РФ разработало перечень отходов производства и потребления, которые запрещается захоранивать. И что же вы думаете? Захоранивать запрещается отходы, которые и так прекрасно собираются на производствах и отправляются на переработку,  например, “отходы упаковочной бумаги незагрязненные” или “отходы полипропиленовой тары незагрязненной”. А если “эти несознательные жители” многоквартирных домов все покидали в общий бак для мусора, то это уже - загрязненное. Поэтому, расслабьтесь, уважаемые мусороперевозчики, и спокойно везите все это на помойку. Ваши интересы этот перечень не затрагивает.
  6. Чтобы снизить тариф для населения, а заодно и “финансовое бремя” Регионального оператора, Министерство природных ресурсов сократило плату за негативное воздействие отходов на окружающую среду (НВОС) в 7 раз. Это значит, что полигоны продолжают побеждать в конкурентной борьбе с системой раздельного сбора и  предприятиями по сортировке и утилизации, а денег на рекультивацию помоек, исчерпавших свой ресурс, а также несанкционированных свалок будет еще меньше.

Описанная ситуация прекрасно укладывается в тост: “Так выпьем же за, чтобы у нас все было, а нам ничего за это не было!” Полагаю, что если мы все-таки ходим добиться  модернизации системы обращения с отходами, следующим шагом Правительства должно стать обновление Кодекса об административных правонарушениях, в котором следует предусмотреть ответственность сотрудников исполнительных органов власти  за разработку и утверждение НПА, нарушающих узаконенную иерархию по обращению с отходами, препятствующих росту уровня утилизации и оберегающих интересы тех, кто никак не может разжать руки и выпустить потоки смешанных отходов навстречу новым жизням.

Если вам нравятся статьи автора, поддержите ее работу

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Последние мнения
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Владимир Валерьевич Чернигов
Реклама