Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:27
Москва
27 апреля ‘24, Суббота

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

INFOX Биографии
Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Биография Виталия Савельева: из главы «Аэрофлота» в министры транспорта

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Виталий Савельев. Биография: строительство Саяно-Шушенской ГЭС, банк «МЕНАТЕП», «Газпром», АФК «Система», «Аэрофлот», Минтранс.

Краткая справка

Виталий Геннадьевич Савельев (Vitaliy Saveliev). Дата рождения – 18 января 1954 года. Место рождения – Ташкент, Узбекская ССР, СССР.

Ранние годы

Будущий министр транспорта России с ранних лет рос без отца. Его воспитанием занимались мама и бабушка.

Мама Виталия работала кинологом, хотя по образованию была геологом. В семье постоянно жили собаки. Как годы спустя Савельев рассказывал в интервью, их было три, последняя – боксер по кличке Зевс – имела 14 медалей и два жетона. В школьные годы ходил в художественную школу.

Получив аттестат о среднем образовании, юноша поехал в Ленинград, где поступил в политехнический институт имени Михаила Калинина (ныне СПбГПТУ) на механико-машиностроительный факультет. Вуз он окончил в 1977 году по специальности «инженер-механик строительных и дорожных машин и оборудования».

Во время учебы в вузе занимался в секции бокса. Был чемпионом института, сейчас имеет звание кандидата в мастера спорта.

После окончания вуза семь лет работал в Минэнерго СССР и попутно получал второе высшее образование (в Ленинградском инженерно-экономическом институте имени Пальмиро Тольятти, ныне ИНЖЭКОН).

Минэнерго и Перестройка

Трудясь в Минэнерго, Савельев работал на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Он прошел долгий путь от простого инженера до главного конструктора одного из объединений «КрасноярскГЭСстрой».

После ухода из Минэнерго занимал пост заместителя управляющего Всесоюзным трестом Севзапметаллургмонтаж Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР.

В Перестройку инженер зарегистрировал совместное советско-американское предприятие «Диалог-Инвест». Оно было филиалом советско-американского предприятия «Диалог СП», специализировавшегося на поставках компьютерной техники и ПО. В этой фирме Савельев дорос до поста гендиректора.

В те самые времена Савельев съездил на несколько стажировок за рубеж. По его словам, он был Японии и Штатах.

Банковская сфера

В 1993 году Савельев сменил кресло гендиректора фирмы «Диалог-Инвест» на пост председателя правления банка «Россия». Там, по данным «Ъ», он пробыл до 1995 года.

Следующей вехой в его карьере стала работа в банке «МЕНАТЕП Санкт-Петербург», который контролировал Борис Березовский. Там Савельев также занимал должность предправления банка. К этому моменту он уже защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом экономических наук.

В эпоху «МЕНАТЕПа» Савельев входил в состав советов директоров пивоваренной компании «Балтика» и ФК «Зенит», а в 1996-м финансировал избирательную кампанию губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.

«Газпром» и «Система»

Из банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург» Савельев отправился в «Газпром». Главой совета директоров в то время был Рем Вяхирев, а бывшему банкиру достался пост заместителя председателя правления ОАО. Он был замом Алексея Миллера и в его сфере ответственности были финансовые вопросы.

На этой должности он продержался всего год, после чего занял кресло вице-президент объединённой компании «ГРОС».

Из «ГРОСа» Савельев ушел на государственную работу. В апреле 2004-го он стал заместителем министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Греф ушел в сентябре 2007-го, а сам Савельев достался в наследство Эльвире Набиуллиной, но уже в октябре покинул должность и занял пост первого вице-президента АФК «Система», которой руководил ее основатель Владимир Евтушенков.

Во главе «Аэрофлота»

В марте 2009 года пост генерального директора ПАО (публичного акционерного общества) «Аэрофлот» покинул Валерий Окулов, зять первого президента России Бориса Ельцина. Он перебрался в кресло зама министра транспорта, которым был Игорь Левитин, а вакантную должность руководителя главного российского авиаперевозчика занял как раз Савельев.

На посту генерального директора «Аэрофлота» Виталию Савельеву довелось пробыть более 11 лет. За это время авиакомпания вместе со своими «дочками» нарастила объемы пассажироперевозок в 5 с лишним раз (с 11 млн человек в 2009-м до 60 млн в 2019-м) и соответственно выручку (с $2,85 млрд до $10,5 млрд) и увеличила парк (со 116 до 245 самолетов).

Именно в бытность Виталия Савельева гендиректором «Аэрофлота» в стране был создан государственный лоукостер. Поначалу это был «Добролет», но проект не взлетел, а вот пришедшая ему на смену «Победа» оказалась на редкость успешным проектом.

Что до дочерних компаний, то «Аэрофлот» славен не только «Победой». В 2011 году компания стала главным акционером авиакомпания «Россия», находившейся на грани банкротства, а с 2014-го владеет еще и региональным перевозчиком «Аврора», который связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири, а также летает в Китай, Корею и Японию. Последняя компания была создана путем объединения «Владивосток Авиа» и «Сахалинских авиатрасс».

Переход в Минтранс

9 ноября 2020 года президент России Владимир Путин уволил министра транспорта Евгения Дитриха, а премьер-министр Михаил Мишустин назвал свою кандидатуру его сменщика. Глава кабмина предложил поставить во главе Минтранса как раз Виталия Савельева.

Уже 10 ноября Госдума утвердила Виталия Савельева в качестве нового министра транспорта РФ. Временным главой «Аэрофлота» вместо Виталия Савельева стал Андрей Чиханчин, который ранее занимал должность руководителя авиакомпании по коммерции и финансам.

Личная жизнь

Биография Виталия Савельева на сайте Википедия сообщает, что новый министр транспорта женат, у него трое детей.

Фото Виталия Савельева можно посмотреть, подписавшись на его Instagram. На аккаунт нового министра с фотографиями и видео подписаны 59 пользователей.

Скандалы вокруг «Аэрофлота»

Во времена Савельева как руководителя «Аэрофлот» оказался в центре нескольких крупных скандалов.

Вот некоторые из них:

  • В начале 2010-х с компанией судился бортпроводник Максим Купреев. Его оштрафовали за попытку ввезти в страну незадекларированные товары почти на 100 тысяч рублей, а стюард заявил, что его заставили так поступить другие сотрудники «Аэрофлота». Ситуация с Купреевым осложнялась еще и тем, что он гей. По его словам, руководство авиаперевозчика даже заставило его вступить в фиктивный брак, в ином случае обещая уволить.
  • В ноябре 2018 года от действий компании пострадал блогер Дмитрий Алешковский. В своем микроблоге в Twitter он прокомментировал приказ Савельева, запретившего сотрудникам компании пользоваться гаджетами с камерами в рабочее время, фразой «Савельев окончательно головой поехал». В ответ авиакомпания лишила Алешковского бонусных миль и платинового статуса в своей программе лояльности.
Аналитики Сбера представили портрет жителя Кубани
Реклама