19 апреля ‘24, Пятница

Пунктуальность помогает держать вес

Ритмичность -- самый важный фактор в вопросе здорового питания. Это утверждение диетологов недавно подтвердили и биологи, проверив, как работают гены, участвующие в метаболизме.

Ученые Института биологических исследований (Salk Institute for Biological Studies), Солк, США, установили, что работа печени -- главного органа, очищающего организм от продуктов метаболизма, зависит в большей степени от момента поступления пищи, чем от циркадных часов индивидуума. Другими словами, печень активно включается в работу (причем на уровне тысячи генов, заявляют авторы) при поступлении еды в организм. Правда, пока механизм проверен в экспериментах на мышах.

Режим питания мышей

[v1] Чтобы понять, насколько ритм питания влияет на работу печени, соавтор работы Кристофер Воллмерс (Christopher Vollmers) отобрал две группы мышей -- одну с нормальным циркадным ритмом, другую со смещенным. Всех подопытных кормили одинаково по жесткому графику, контролируя при этом работу отдельных генов в составе генома. Авторы обнаружили, что при режиме кормления, подразумевающем 16-часовое голодание, в обеих группах устанавливался одинаковый ритм функционирования большинства генов, ответственных за метаболизм. И наоборот, во время длительного поста в группе грызунов с нормальными биологическими часами работа метаболических генов поддерживалась лишь на минимальном уровне.

«Транскрипция генов в таком случае, на плато, работает, как песочные часы -- слабо и строго в определенном количестве, на минимуме, -- говорит Воллмерс. -- В реальном мире мы часто не способны принимать пищу в одно и то же время, а это жизненно необходимо для активации деятельности метаболических генов, в особенности тех, что отвечают за жировой и углеводный обмены». «Если действительно именно время приема пищи влияет на деятельность большого количества генов, то правильный график питания способен быстро и эффективно корректировать метаболизм», -- говорит автор исследования Сатчидананда Панда (Satchidananda Panda), кандидат медицинских наук, доцент и сотрудник биолаборатории института.

Новые данные помогают объяснить, почему люди, не имеющие четкого графика питания, особенно склонны к метаболическому синдрому, диабету, нарушениям холестеринового обмена и ожирению. «Мы полагаем, что дело здесь в постоянной смене характера питания в течение недели: на рабочем месте люди питаются одним образом, а во время выходных другим», -- говорит Панда.

Поддерживать естественный ритм

У млекопитающих в основе циркадных ритмов заложены ритм мозга и вспомогательные источники, локализующиеся в периферических отделах организма. Часы в мозге ориентированы на смену света в течение дня и ночи и определяют образ жизни животного включая периодичность сна и бодрствования, а также ритм питания. На периферии нервной системы подобной чувствительности к внешним условиям не наблюдается, но фактор времени питания играет здесь первую по значимости роль.

«Ритмический компонент, расположенный в печени, в значительной степени помогает организму приспособиться к ежедневному режиму приема пищи, временно настраивая деятельность тысяч генов, регулирующих и метаболизм, и физиологию, -- говорит Панда. -- Это регулирование очень важно, так как несоответствие питания нормальным циркадным часам ведет организм к различным метаболическим дисфункциям и болезням».

«Наше исследование серьезно меняет существующее мнение о циркадном ритме, -- говорит Панда. -- Циркадные часы, оказывается, не являются единственным водителем ритмов генных функций. Фазы и амплитуда ритмичной генной функции в печени определяются периодами питания и голода -- чем более четкими они являются, тем гармоничнее становятся колебания генной активности».

В качестве сопутствующего эксперимента Панда сам прекратил есть между 20.00 и 8.00 и теперь отмечает значительное улучшение в собственном самочувствии. «Я даже похудел, хотя я в течение дня ем все, что мне хочется», -- делится своими открытиями ученый.