19 апреля ‘24, Пятница

Друзья и собутыльники генетически похожи

Анализ генотипов почти десяти тысяч школьников-друзей показал, что люди встречаются, влюбляются и дружат на генетическом уровне.

Homo sapiens, в отличие от других представителей животного мира, объединяются в коллективы не только для обороны, охоты или размножения: люди просто дружат, встречаются и отдыхают. Более того, у человека обычно бывает несколько друзей и много знакомых.

Генетическая любовь

Биологи знают, что, выбирая сексуального партнера, и человек, и животные фактически оценивают наследственный материал. Внешняя красота, сила и выносливость «избранника-мачо» – это косвенные признаки полноценного генотипа, половина которого должна достаться потомству. Однако биологи могут только догадываться, какую роль играет генотип в формировании дружественных (несексуальных) отношений. Ученые уверены, что, углубившись в генетические тонкости социальных связей, они смогут понять особенности взаимодействия генотипа и среды, в результате которых формируется личность.

Генетическая социальная сеть

Исследователи из Университета Калифорнии (University of California) и Гарвардского университета (Harvard University) под руководством доктора Джеймса Фоулера (James H. Fowler) обратили внимание на генетические связи в социальных сетях. Работа генетиков – часть многолетнего исследования National Longitudinal Study of Adolescent Health, в ходе которого специалисты изучали взаимосвязь здоровья и поведения школьников в возрасте от семи до двенадцати лет.

Джеймс Фоулер и его коллеги использовали данные о генотипах десяти тысяч школьников-друзей. Ученые поясняют, что проведенное исследование – наиболее достоверное по отношению к любой другой модели подобного научного эксперимента. Так, если бы генетики исследовали социальные связи в среде студентов или творческих (спортивных) коллективов, то они наткнулись бы на искусственный генетический отбор: «приемная комиссия в вузах уже отбирает людей с определенными интеллектуальными, а, значит, и генетическими параметрами», -- считают ученые.

Исследователи искали уже известные нуклеотидные последовательности (гены CYP2A6, DRD2, DRD4, MAOA, SLC6A3 и SLC6A4) в сетях неродственных социальных связей (не более десяти здоровых друзей у каждого из участников эксперимента). Гены, оказавшиеся в центре вниманиия, не случайны -- они влияют на поведение и характер человека, управляя каскадами биохимических реакций, в которые вовлечены дофамин и серотонин. Генетики не только картировали нуклеотиды, но и исследовали взаимодействие генотипов, в результате которых и формируется человек с характерными для него чертами, привычками и особенностями поведения. Ученые выделили гомофильную и гетерофильную корреляцию генотипов -- то есть, «притяжение» идентичных или противоположных генотипов.

Свой свояка

«Гены, используемые в настоящем исследовании в качестве маркеров, на самом деле позволяют даже предсказывать некоторые результаты. Например, достоверно доказано, что ген DRD2 ассоциирован с алкоголизмом. Несложно предположить, что компании любителей выпить и тех, кто вовсе не пьет, скорее всего, будут различаться по гену DRD2, -- пишут исследователи в статье Correlated genotypes in friendship networks, опубликованной в PNAS. – Аналогичные «предсказания» можно сделать и по отношению к другим (неповеденческим) нуклеотидным последовательностям. В исследовании школьников мы выявили положительную корреляцию между носителями гена DRD2 -- носители этого гена «притягиваются» друг к другу».

Люди объединяются не только из-за одинаковых на генетическом уровне интересов (как в случае с геном DRD2), но и потому, что противоположные люди дополняют друг друга. «Носители гена CYP2A6 более открыты в общении. Но они образуют прочные социальные связи с теми, у кого этот ген менее активен», -- продолжают исследователи.

Ученые выделили только два гена, которые по-разному влияют на формирование социальных связей: один ген объединяет людей (DRD2), другой (CYP2A6) – нет. Джеймс Фоулер уверен, что и другие исследования принесли бы похожие результаты. «Люди выбирают сексуальных партнеров и друзей не на подсознательном, а на генетическом уровне», -- заключают авторы статьи.

Летняя жара придет в Воронежскую область на выходных