28 марта ‘24, Четверг

На Марсе обнаружен ключевой компонент ДНК и белков

Зонд Curiosity идентифицировал в марсианском грунте азотосодержащие вещества, необходимые для живых организмов. Это значит, что когда-то Красная планета могла быть благоприятной для жизни.

К такому выводу пришли американские специалисты из Центра космических полетов Годдарда (NASA), чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Одной из основных задач марсохода Curiosity, совершившего посадку на Марсе в августе 2012 года, является поиск признаков жизни, которая когда-то могла здесь существовать. Так, недавно аппарат зафиксировал на Марсе периодические выбросы метана – газа, который на Земле на 95% имеет бактериальное происхождение.

На этот раз специалисты решили сосредоточиться не на углеродсодержащих молекулах, а заняться поисками азота. Этот элемент входит в состав белков и азотистых оснований ДНК и РНК, так что без него невозможно развитие жизни. Чтобы найти азот, ученые проанализировали три пробы марсианского грунта, взятые Curiosity по дороге к горе Шарп в кратере Гейла.

Когда прибор SAM на борту аппарата нагрел образцы до высокой температуры, из них выделилась окись азота. Это значит, что в марсианском грунте есть нитраты. Больше всего нитратов, от 330 до 1100 ppm (миллионных долей), содержится в районе Марса, получившем название Камберлент, меньше всего, от 70 до 260 ppm, нитратов в точке Джон Клейн – там в феврале 2013 года Curiosity впервые испробовал свое сверло.

Как отмечают ученые, примерно столько же нитратов можно найти в наиболее засушливых регионах Земли, например, в пустыне Атакама в Южной Америке. Большинство земных нитратов является продуктом жизнедеятельности микроорганизмов, однако ученые не исключают, что на Марсе эти вещества возникли из-за столкновений с метеоритами.

ЦБ поддержал идею обязательного страхования посетителей публичных мест