29 марта ‘24, Пятница

Астрономы обнаружили звездную «коммуналку»

Ученые открыли в 400 световых годах от Земли необычную систему из двух звезд. Помимо двух индивидуальных планетных дисков, у них имеется третий - общего «пользования».

Об этом говорится в статье астрономов из Великобритании и Голландии, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Двойные звезды - это широко распространенное явление, к ним относится примерно половина всех звезд во Вселенной, включая Альфа Центавру, ближайшее к Земле светило, не считая Солнце. Обычно рядом с каждой из таких парных звезд образуется свой собственный протопланетный диск, из которого затем формируются планеты.

Авторы статьи обнаружили исключение из этого правила, наблюдая с помощью чилийского телескопа ALMA за звездной парой, удаленной от нас на 400 световых лет. Возраст этих звезд составляет 100-200 тысяч лет, так что вокруг них уже начался процесс планетообразования. Однако в придачу к двум индивидуальным протопланетным дискам звезды образовали еще один - общий.

Общий протопланетный диск по размерам является самым крупным, загораживая собой остальные два. Возможно, вся эта система организована несколько хаотично - диски располагаются не строго параллельно, а местами пересекаются. В основу наблюдений легли данные о длине световых волн, которые испускает газ, входящий в состав протопланетных дисков и ионизированный под действием излучения звезд.

Напомним, весной астрономы открыли планету, которая входит в состав системы из трех звезд. Если бы планета была обитаема, то ее жители могли бы увидеть на небосводе сразу три солнца.

С 1 апреля россиянам придется платить пошлины на посылки дороже 200 евро