24 января ‘20, Пятница

У здоровых и больных гриппом гены работают по-разному

Ученые нарисовали генетическую картину заболевания гриппом. Они проследили за работой генов здоровых и больных и выяснили, в чем разница.

Эпидемия гриппа не всех, слава богу, укладывает в постель. Разобраться, в чем причина разной устойчивости к вирусу иммунной системы разных людей, попытались ученые из Мичиганского университета (University of Michigan) с коллегами из Медицинского центра Университета Дьюка (Duke University Medical Center). Результаты они опубликовали в журнале PLoS Genetics.

В целях постижения истины здоровых добровольцев заражали вирусом и сравнивали ответ иммунной системы у тех, кто заболел, и тех, кто не заболел. В обеих группах испытуемых ученые проследили за работой 22 тысяч генов в 267 образцах крови. До сих пор такого исследования на людях не проводилось, подчеркивают авторы статьи.

Специалистам удалось увидеть, как отвечают гены на заражение вирусом гриппа. Они убедились, что устойчивость к болезни достигается активным сопротивлением иммунной системы. На генетическом уровне они изучили механизм сопротивления.

Из 17 добровольцев, которым ввели вирус гриппа, заболела половина. В течение 132 часов генетики 16 раз брали образцы крови у здоровых и больных, чтобы сравнить в них экспрессию генов. В результате они нарисовали полную картину генного ответа на вирус у заболевших и устойчивых испытуемых.

По словам исследователей, разная картина работы генов у тех и других сложилась еще за 36 часов до появления симптомов гриппа. А значит, ранний ответ генов мог бы служить самым ранним сигналом о болезни. Этот генный ответ довольно просто выявить на современном уровне развития ДНК-технологий, например, с применением ДНК-чипов.