16 апреля ‘24, Вторник

Открыт вирус, уничтожающий возбудителя сибирской язвы

Вирусологи открыли гигантского бактериофага, уничтожающего возбудителя сибирской язвы. Белки вируса помогут в борьбе с этим опасным заболеванием.

Новая разновидность вирусов описана в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Вирус получил название цамса, он был обнаружен при изучении почвенных проб и биологического материала, отобранного у двух мертвых зебр на территории национального парка в Намибии. Цамса обладает необычайно большим «хвостом» (440 нанометров), который почти в 6 раз длиннее «головы» вируса (82 нанометра).

В ходе лабораторных тестов выяснилось, что бактериофаг способен уничтожать шесть из семи штаммов Bacillus anthracis, возбудителя сибирской язвы, а также другие разновидности бактерий из этой группы. Ученые расшифровали геном вируса и обнаружили, что он отличается от остальных 17 видов фагов, поражающих Bacillus.

Цамса относится к отряду («хвостатые фаги») и семейству Siphoviridae. Он является самым крупным из всех сифовирусов, размножающихся на Bacillus. Вирусологи выделили у бактериофага энзим gp217, расщепляющий оболочку Bacillus. В чистом виде он справляется с бактериями еще эффективнее, чем сам вирус. Ученые надеются, что вещество найдет применение при вспышках сибирской язвы.

Напомним, недавно ученые выяснили, что внутри вирусных частиц давление достигает нескольких десятков атмосфер. Благодаря высокому давлению вирусы легко «впрыскивают» свой генетический материал в поражаемую клетку.