28 марта ‘24, Четверг

Безуглеводная диета бьет по мышцам и мозгу

Рацион с повышенным содержанием жира снижает физическую выносливость и умственные возможности. Причем даже если переходить на него на короткое время.

Для здорового питания требуется много условий. Количество калорий в пище не должно нарушать энергетический баланс, их нужно потреблять в правильное время. Но не менее важно, из какой именно пищи эти калории берутся.

В последнее время набирает популярность диета для снижения веса, которая строго ограничивает углеводы, а жира при этом можно есть сколько угодно. Как ни странно на первый взгляд, многие на такой диете худеют. Дело в том, что расщепление жира и окисление жирных кислот не самый энергетически эффективный процесс. Углеводы дают больше энергии при тех же затратах кислорода.

Влияние жирной диеты на здоровье еще недостаточно выяснено. Хотя на животных и человеке уже показано, что длительная диета с высоким содержанием жира не полезна ни для тела, ни для мозга. А вот что происходит при кратковременном переходе на такой рацион, до сих пор было неизвестно.

На жирной пище труднее бегать...

Команда исследователей с факультета экспериментальной психологии Оксфордского университета (Department of Experimental Psychology, University of Oxford) выяснила это в опытах на крысах.

Всех крыс ученые сначала содержали на стандартном пищевом рационе, в котором только 7,5% калорий поступало из жира, а основная часть -- 75% -- из углеводов. «Это можно сравнить с диетой человека, который питается в основном мюсли», -- объяснил участник исследования Эндрю Мюррей (Dr Andrew Murray). Затем крыс разделили на две группы и одну группу перевели на рацион с повышенным содержанием жира -- 55% калорий.

Каждую из групп экспериментальных крыс разделили еще пополам. Одни жили себе спокойно и питались либо нормальной, либо жирной пищей, а других начиная с четвертого дня диеты ученые ежедневно ставили на беговую дорожку, как в тренажерном зале. Дорожка сначала двигалась со скоростью 10 м/мин, а затем постепенно ускорялась. Крысы бежали до тех пор, пока не уставали до такой степени, что не могли на ней держаться. Каждый день измеряли расстояние, которое крысы могли пробежать перед тем, как падали от усталости.

Грызуны, которые тренировались и питались обычной пищей, каждый день улучшали свои показатели и пробегали большее расстояние на дорожке, то есть становились более выносливыми. Их собратья, питающиеся жирной пищей, отставали от них: они с каждым днем пробегали меньше. С первого по четвертый день тренировок разница между группами составила 35%, а на пятый день крысы, которые уже девять дней сидели на жирной диете, пробежали вдвое меньше, чем контрольные.

...и ориентироваться

Биологи оценили также работу крысиного мозга, для чего обучали животных пространственной задаче в радиальном лабиринте. В задаче нужно было обойти все восемь рукавов лабиринта, получая вкусную еду, и не заходить повторно в тот рукав, где еда уже съедена. Оказалось, что крысы на жирной диете быстрее, чем крысы на обычной диете, начинали ошибаться, повторно посещая рукава лабиринта.

Жир -- пища неэффективная

Физическая выносливость зависит от того, сколько кислорода поступает в мышцы, а также как он используется для сжигания питательных веществ и высвобождения энергии. Для сжигания жира требуется больше кислорода. Но это не единственная причина его неэффективности.

Ученые проанализировали ткани скелетных мышц и сердца крыс. В тканях животных на жирном рационе они нашли повышенное содержание специфического белка UCP3. Этот белок разрывает биохимический путь получения энергии -- окислительное фосфорилирование в митохондриях и, когда накапливается, снижает эффективность их работы.

Приходится иметь большое сердце

Кроме всего прочего ученые обнаружили, что у крыс на жирной диете, бегающих на беговой дорожке, увеличено сердце. Это признак того, что сердцу приходится работать с большой нагрузкой, чтобы прокачивать по сосудам больше крови и давать мышцам больше кислорода.

Все говорит о том, что даже короткий переход на рацион с повышенным содержанием жира снижает эффективность обмена веществ. В результате страдает и физическая, и умственная работоспособность.

Как говорит руководитель исследования профессор Кирен Кларк (Kieran Clarke), цель подобных исследований состоит в том, чтобы понять, как влияет та или иная диета на физическую форму спортсменов или, с другой стороны, на состояние пациентов с нарушенным обменом веществ. И попытаться составить оптимальный рацион для тех и других.

Статья о жирных крысах на беговой дорожке опубликована в журнале The FASEB Journal.